Автовладельцы объезжают ОСАГО без техосмотра

Обязательное медицинское толкование
01.02.2018
Страхование грузов — PRO Страхование
14.02.2018

122359 20.01.2006 Àâòîìîáèëüíàÿ àâàðèÿ íà ïðîñïåêòå ìàðøàëà Æóêîâà â Ìîñêâå, â êîòîðîé ïîñòðàäàëî 13 ìàøèí. Ðóñëàí Êðèâîáîê/ÐÈÀ Íîâîñòè

В результате страховщики стали находить обходные пути. Так, «Росгосстрах» начал выдавать полисы ОСАГО по облегченной схеме — без предъявления талона техосмотра, под письменное обещание пройти его позднее. «То есть по прецеденту мы перекладываем доля ответственности на человека, который приходит к нам за полисом. Например мы осознаем дух свежего закона и считаем, собственно что наша схема его соблюдает», — объяснил сделку фирмы ее руководитель Данил Хачатуров. Иные члены рынка заметили в данном «прочтении» попытку «Росгосстраха» монополизировать базар.

Контролирующие органы обязаны были ввязаться в процесс. Федеральная служба по денежным рынкам (ФСФР) в рамках контроля за решением соглашений ОСАГО уже отослала страховым фирмам требования и заявка о проведении внутренних проверок.

Как докладывает ведомство, послания ориентированы в «РЕСО-Гарантию», «МСК», «Ингосстрах», «ВСК», «Согласие», «РОСНО», «Альфастрахование», страховую группу «Уралсиб», «Россию», «МАКС», «Югорию», «Ренессанс Страхование», «Цюрих» и «ГУТА-Страхование».

ФСФР настятельно просит, дабы страховщики дали реестры соглашений ОСАГО, заключенные с 1 по 15 января 2012 года включительно, указав реквизиты талонов техосмотра. Еще ведомство запросило данные о содействии фирм с операторами техосмотра. Итоги проверок обязаны быть даны ФСФР до 20 февраля 2011 года.

В компаниях готовы исполнить запросы регулятора. К примеру, 1-ый зам. гендиректора, исполнительный директор «Альянса» (товарный сигнал «РОСНО») Дмитрий Попов заявил BFM.ru, собственно что по притязанию ФСФР фирма даст все надлежащие бумаги и нужную информацию. «Также станут проведены внутренние испытания, итоги коих станут представлены в обозначенные сроки регулятору», — откомментировал он.

Собственно что же касается «Росгосстраха», то ФСФР приняла, собственно что фирма не соблюла закон, выдавая полисы ОСАГО, не получив от покупателей документов о проведении техосмотра. «Служба располагает сведениями о том, собственно что ООО «Росгосстрах» выдавало полисы ОСАГО без предъявления страхователями талонов, отвечающих притязаниям законодательства», — рассказывается в сообщении ФСФР. Фирмы еще будет необходимо выполнить внутреннюю испытание и предположить службе пояснительную. Стоит обозначить, собственно что покупателей «Росгосстраха» карательные меры не коснутся: о том, дабы принять неправомерно выданные полисы ОСАГО недействительными, речи не идет.

Эксперты, между тем, констатируют: ситуация вокруг «Росгосстраха» и последовавшими за этим проверками стала еще одним подтверждением того, что системы страхования и техосмотра оказались неподготовленными к работе в новых условиях. Основная проблема в том, что операторов ТО не хватает, более того: не оказалось в достаточном количестве даже бланков техосмотра.
Вопросы, на которые нет ответов
Как выяснил BFM.ru, в настоящее время для большинства автолюбителей новая процедура прохождения ТО и получения полиса ОСАГО остается не до конца понятной. Опросив порядка 10 автовладельцев, BFM.ru выяснил, что многие из них не в курсе, с какого числа необходимо переоформлять документы. Не знают они и о том, что срок действия моратория на необходимость иметь талон техосмотра уже истек (1 января этого года).
Не все в курсе, что согласно новым правилам, если до окончания срока действия техосмотра остается менее полугода, это считается достаточным основанием для того, чтобы страховщик отказал в выдаче годичного полиса ОСАГО.
Чтобы не рисковать и не тратить нервы, многие автовладельцы предпочитают решать проблему по старинке — то есть просто покупают талон ТО. Не секрет, что раньше около 70% водителей поступали именно таким образом. И, несмотря на заверения чиновников о том, что с введением новых правил «институт взятки» сам себя изживет, он пока жив и здоров.
Один из московских автолюбителей в беседе с корреспондентом BFM.ru рассказал, что буквально несколько дней назад он без проблем купил талон техосмотра: «В машине были некоторые мелкие неисправности, поэтому с первого раза я бы вряд ли прошел эту процедуру. С другой стороны, машина нужна мне для работы и долго заниматься этим вопросом я не имел возможности. В итоге решил обратиться к знакомым, которые и раньше неоднократно помогали мне с покупкой талона».
По словам собеседника BFM.ru, единственным отличием от прежней процедуры стало то, что потребовалось «участие» машины во всем этом процессе. А вот расценки стали даже несколько меньше: «Вся процедура мне обошлась в 3 тысячи рублей. Плюс к этому пришлось еще заплатить пошлину — 740 рублей, ведь там все проводится официально. Но это даже несколько дешевле, чем в предыдущие разы — раньше покупка талона ТО обходилась в 4 –4,5 тысячи рублей. Правда, машину пригонять не приходилось. Сейчас пришлось, но весь процесс занял не более 10 минут. Так что по сути все как раньше, только несколько дешевле».
Активно обсуждается тема покупки ТО и в Интернете. «Мне предлагают техосмотр за 3000 рублей. Может есть у кого подешевше? 😉 Надо было все-таки за едро голосовать, благодаря слаженной работе тандема, я буду покупать талон техосмотра на 500 рублей дешевле! От она модернизация моей мечты», — пишет likelime (пунктуация и орфография сохранены).
«Раньше покупали техосмотр, теперь покупают страховку ОСАГО», — говорит Durak.
Страховщики придумали стимул для прохождения техосмотра
Ситуацию прояснил заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. В интервью BFM.ru он рассказал: «Если у вас завтра заканчивается полис ОСАГО, значит, вам сегодня надо идти в страховую компанию и продлевать этот полис. Если у вас талон на техосмотр уже закончился или срок истекает через полгода или раньше, то вам необходимо пройти ТО. Вы смотрите в Интернете, где его у вас поблизости проводят, и едете туда, пытаетесь его пройти. К сожалению, сейчас количество операторов не сильно увеличилось, потому что их процесс официальной регистрации идет несколько медленнее, чем ожидалось. Но как только появятся дополнительные операторы, очередей станет меньше, у людей будет возможность выбирать, где именно им проходить техосмотр, не только на площадках ГИБДД, но и на площадках новых операторов».
При этом Иванов отметил, что в «РЕСО-Гарантии» положительно относятся к инициативе узаконить процедуру, при которой человек сможет получить полис ОСАГО, пообещав получить талон ТО.
«Это принципиальные изменения технологии контроля со стороны страховых компаний. Мы об этой идее говорили еще в декабре и выдвигали ее как альтернативу существующему сегодня контролю. Мы говорили, что куда эффективнее проверять наличие талона ТО постфактум. Если произойдет ДТП, и к нам обратятся люди по полису ОСАГО, мы должны будем проверить наличие техосмотра. В случае, если он не был пройден, мы бы получили возможность предъявить регрессный иск виновнику ДТП. А сумма регрессного иска может быть весьма существенной. Так что это будет очень серьезным материальным стимулом», — считает заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия». При этом, по его мнению, деньги, потраченные на полис ОСАГО, клиенту возвращаться не должны.
Стоит отметить, что этот вопрос обсуждался накануне на совещании у заместителя министра финансов Алексея Саватюгина. В настоящее время готовятся поправки к законодательству, которые перекладывают ответственность за отсутствие талона техосмотра со страховщиков на автовладельцев.
Первый заместитель генерального директора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров в беседе с BFM.ru рассказал, что представители компании принимали участие в совещании в Минфине по поводу нового закона. «Обсуждались возможные поправки в закон 170-й и 40-й об автогражданской ответственности. Были разные предложения, у которых есть плюсы и минусы, есть еще нерешенные вопросы, в частности, в отношении иностранных автомобилей или автомобилей с иностранной регистрацией. Но основной вопрос заключался в том, что сейчас невозможно приобрести полис ОСАГО без прохождения ТО. У нас в компании более трех тысяч подразделений, которые занимаются продажами, десятки тысяч агентов, а сети операторов ТО пока еще не настолько широкие», — посетовал Маркаров в беседе с BFM.ru.
По мнению первого заместителя гендиректора «Росгосстраха», механизм передачи контроля за наличие ТО на страховую компанию с ограничениями ее возможностей продать полис ОСАГО не очень удобен. «Это весьма условный рычаг, чтобы заставить человека пройти ТО, кроме того, это создает основу для различного рода манипуляций: появляются соблазны не проходить ТО, а договориться. Чтобы подобных ситуаций не было, нужно несколько по-иному выстроить ответственность сторон за ТО», — уверен он.
При этом Маркаров согласен с тем, что если водитель не прошел техосмотр и попал в ДТП, то ущерб от его действий будет возмещен страховой компанией третьим лицам, но страховщик, в свою очередь, сможет требовать вернуть ей эти деньги.
Однако вопрос BFM.ru о том, как быть, если ДТП произошло по причине, не имеющей отношения к техническому состоянию автомобиля, привел представителя «Росгосстраха» в замешательство. «Не суть важно», — сказал он после некоторой паузы.