Наличие у водителя полиса ОСАГО позволяет ему в полном объеме или частично возместить вред, причиненный пострадавшему в результате ДТП за счет страховой компании.
Однако, бывают ситуации с весьма неоднозначным подходом к ним страховщиков. К таким ситуациям можно отнести обоюдную вину при ДТП. Вопросов у водителей возникает множество. Например, будет ли осуществлена страховая выплата, кому она будет производиться, каким образом, в каком размере и т.п. Прежде чем дать ответ на такие вопросы следует разобраться с тем, что же такое обоюдная вина при ДТП.
Отметим, что действующее законодательство не содержит данного термина. Однако, сотрудники ГИБДД и страховых компаний под ним понимают ситуации, когда все участники ДТП виновны в нем в большей или меньшей степени. Причем говорить об обоюдной вине при ДТП можно лишь тогда, когда сотрудники ГИБДД выпишут протокол об административном правонарушении всем лицам, участвовавшим в ДТП.
|
Как мы уже отметили, действующим законодательством никак не регулируется вопрос с обоюдной виной при ДТП, поэтому страховщики данную проблему решают двумя кардинально противоположными способами.
Первый способ заключается в оплате всем виновникам-потерпевшим 50% ущерба. Не очень правильная позиция, но, как показывает судебная практика в настоящее время, именно так поступают большинство судов, основываясь на ст.1083 ГК РФ. Данная норма гласит, что в случае невозможности установления степени вины каждого лица, вина признается равной. Одновременно с этим п.2 данной нормы гласит, что выплаты должны производиться исходя из степени вины. Получается юридическая коллизия, так как доказать степень вины бывает зачастую очень сложно, практически невозможно, поэтому суды в силу своей загруженности идут по пути наименьшего сопротивления. Одновременно с этим заметим, что если будет доказана определенная степень вины того или иного участника ДТП, то суд вправе при «обоюдке» решить вопрос с выплатой в совершенно различных долях (90 на 10 или 60 на 40 и т.п.). Однако, далеко не каждый водитель будет идти до конца.
Второй способ, которым пользуются страховые компании, заключается в отказе в выплате страхового возмещения всем участникам ДТП, ввиду невозможности определения степени вины. Незаконность и необоснованность таких действий страховщики вполне осознают, однако им гораздо проще отказать с расчетом на то, что заявители пойдут в суд, тот в свою очередь определит, кому и сколько следует выплатить, а страховая компания просто произведет выплату.
Как мы видим обоюдная вина при ДТП весьма выгодна страховщикам, так как отсутствие достаточной правовой базы дает возможность избежать полноценного и правильного разбирательства и выплаты реальной суммы ущерба.
Существует ряд подводных камней, с которыми можно столкнуться, если имела место быть обоюдная вина при ДТП. Их можно избежать, если правильно действовать. Иногда возникают ситуации, когда обоюдной вины при ДТП не было, но водитель лишился половины выплаты. Чтобы этого избежать надо быть предельно внимательным во время оформления протокола сотрудниками ГИБДД. Они должны максимально тщательно зафиксировать все детали.
Порой бывает, что один водитель, несмотря на явную «обоюдку» полностью берет вину на себя, надеясь на то, что страховщики осуществят выплату по ОСАГО. Однако, тут может возникнуть ситуация, когда лимит выплаты превышен и приходится доплачивать из собственного кармана. Тут он решает пойти на хитрость и заявить, что виноваты были оба. Страховщики же в надежде выплатить лишь половину или вообще не платить или просто затянуть процедуру выплаты до решения суда, могут до вынесения этого самого решения приостановить выплату потерпевшему. В такой ситуации, остается только надеяться на квалификацию юриста, который будет представлять интересы потерпевшей стороны в суде, но даже в этом случае, время выплаты задержится на неопределенный срок.
Еще один юридический казус относится к кажущейся «обоюдке». Такие ситуации далеко не редкость. Необходимо помнить, что между нарушением ПДД и произошедшим ДТП должна быть установлена причинно-следственная связь. Если ДТП произошло по вине одного водителя, но второй при этом просто нарушил ПДД, то страховщики обязаны выплатить страховое возмещение потерпевшей стороне в полном объеме.
В качестве примера можно привести ситуацию столкновения на перекрестке, когда один водитель ехал на запрещенный сигнал светофора, а второй ехал на разрешенный, но превысил при этом скорость. Естественно вина будет того, кто проехал на запрещенный сигнал. Или же один реально виноват в ДТП, а второй просто забыл документы, что тоже является нарушением ПДД, но никак не повлияло на ДТП. Таких примеров существует множество. Как показывает судебная практика, суды могут назначить выплаты в полном размере обеим сторонам, руководствуясь тем, что закон об ОСАГО не предусматривает снижение суммы выплаты в зависимости от степени вины.
Слабая законодательная база в данной сфере позволяет многим водителям избежать наказания, а реально потерпевшей стороне пострадать от недостаточности средств на ремонт своего транспортного средства. Тут может помочь только внимательность, знание законов и грамотная юридическая консультация.