Отныне организации смогут обмениваться информацией, рабочими материалами, а также проводить консультации для туристов и совместно следить за ситуацией на этом рынке. Но главное стороны сошлись на том, что в случае если на туроператора будут поступать многочисленные жалобы, а сама компания будет выполнять свои услуги некачественно, то ее внесут в черный список.
На самом деле это инициатива по обмену информацией между страховщиками и туроператорами нужная. Туроператоры в свою очередь будут сообщать страховщикам информацию о не благонадежных коллегах. Страховые компании в свою очередь о неблагонадежных страховых компаниях. Как они надеются, будет круговорот информации, который позволит частично защитить туриста. Вот только непонятно для кого это делается и для чего?
Как мне кажется, это будет полезным только профессиональным участникам туристического рынка и только во вторую очередь для туристов. Потому что каких-либо правовых последствий по черным спискам нет. Тем более кто будет определять, что это неблагонадежная компания. Это вообще-то должен делать суд, а для этого должен существовать административный регламент.
Пример, буквально вчерашнего дня. В Красноярском крае директор турагентства собрал с будущих туристов 2 млн. рублей и скрылся, потратил деньги на себя, а люди остались без отпуска, а это 40 человек. Но он не попадет в черный список, так как на турагентства действие не распространяется. Только туроператоры и страховщики. Хотя по стране количество турагентств исчисляется не десятками и не сотнями. Законодатели просто разводят руками и комментируют, что «От преступления застраховаться невозможно».
Чтобы создать черный список турагентств нужно принять еще один закон, а потом еще один, должны быть определены органы, люди и порядок и этим должен заниматься надзирающий орган — Роспотребнадзор, Центробанк, так как у него находится контроль за деятельность страховых компаний.
Есть еще одна очень важная информация для туристов. Создается фонд альянса турагентств, из которого туристам будут возвращать стоимость путевки, в случае если турагентства оказалось неспособным исполнить взятые на себя обязательства.
Хотя на самом деле механизм возврата денег постфактум он у нас и так существует, существуют финансовые гарантии, но, к сожалению денег, хватает не всем. Если Вы думаете, что хватает только тем, кто оказался в первых рядах, то это неверно, распределение денежных средств производится пропорционально стоимости тура.
Однако надо понимать, что деятельность туроператора это коммерческая деятельность и на этом рынке рискует как туроператор таки турист (ну, конечно, турист рискует намного больше). И даже в западной практики случаи 100% возмещения стоимости путевки, редки.
Черные списки туроператоров и страховых компаний будут размещены на сайте турпомощи, т.е. объединения туроператоров и на сайте всероссийского союза страховщиков.
Если учесть что в России более 2000 туроператоров, то где-то 10-15% туроператоров недобросовестно исполняют взятые на себя обязательства и могут оказаться в черных списках. Что же касается страховщиков, то здесь ситуация более яснее и в черных списках могут оказаться максимум 3-5 страховых компаний.
Данная ситуация двояка, с одной стороны не стоит драматизировать ситуацию, эти цифры далеко не велики и существенно не смогут повлиять на туристический и страховой рынок.
С другой стороны это отпуск человека, который бывает раз в году, на который копились деньги, были собраны, отложены. Не доедал, не досыпал, работал, работал, чтобы поехать на море и отдохнуть и тут поездка из-за халатности туроператора срывается. Этому нельзя найти никаких оправданий.