По мере развития научно-технического прогресса и экономических связей между странами развивалось торговое мореплавание. С его развитием все большее значение приобретала оценка рисков, связанных с возможным причинением вреда третьим лицам в результате перевозки грузов, пассажиров водным транспортом.
В результате происшествий на водном транспорте финансовый ущерб, нанесенный третьим лицам, может значительно превосходить урон, понесенный собственником судна. К тому же человек и его деятельность сами стали представлять опасность для водного пространства, загрязняя его нефтью, топливом и другими ядовитыми веществами. На ликвидацию экологических катастроф, вызванных морскими авариями, требуются значительные средства.
Выходом из этой ситуации стало страхование ответственности судовладельцев, или, как его еще называют, P&I страхование.
Страхование ответственности судовладельцев в России представляет собой сравнительно молодое направление, претендующее на значительное место среди прочих
видов страхования по распространенности и экономическому значению.
Под судовладельцем в законодательстве понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Целью данного вида страхования является представление гарантий страховой защиты от рисков предъявления претензий, связанных с судоходством и эксплуатацией судна.
Объектом страхования ответственности судовладельцев являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в порядке, установленном законодательством государства или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принадлежащих ему судов.
Так как страховым случаем является предъявление претензии судовладельцу по договору страхования его ответственности, страховщики возмещают суммы убытков за вред, причиненный другим судовладельцам и третьи лицам.
Страховые риски:
- ответственность перед членами экипажа;
- ответственность перед третьими лицами, не являющимися членами экипажа;
- ответственность за столкновение с другими судами;
ответственность за повреждение неподвижных и плавучих объектов;
- ответственность за загрязнение природной среды нефтью и другими веществами;
- ответственность за сохранность грузов при перевозке;
расходы по предотвращению и уменьшению убытков, расследованию обстоятельств страховых случаев и судебные издержки;
- другие риски, принятые в международной практике страхования ответственности.
Страховщиками могут выступать страховые организации и их объединения, однако основными игроками рынка страхования ответственности судовладельцев исторически являются клубы взаимного страхования, или P&I клубы. Помимо страховой защиты, клубы предоставляют ряд нестраховых услуг по защите интересов своих членов.