Мошенничество в страховании — PRO Страхование

Какие уловки использует страховая компания, чтобы не платить — PRO Страхование
12.12.2017
Как страховщики и оценщики обманывают водителей — PRO Страхование
12.12.2017

 
Мошенничество в сфере страхования является наиболее актуальной проблемой в кругу специалистов российского страхового рынка. Оно наносит урон не только финансам конкретной компании, но и имеет негативные последствия для рынка в целом.
 
Следует отметить, что развитие страхового рынка — одно из важнейших условий становления эффективной экономики. Однако созданию современной страховой индустрии препятствует множество факторов, среди которых не последнее место занимает мошенничество в сфере страхования. Преступления в этой сфере обладают повышенной общественной опасностью, поскольку затрудняют или блокируют выполнение его основных задач, связанных с формированием за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, выравнивания потерь в доходах страховщика в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Криминализация страхового рынка препятствует также выполнению страхованием таких важных функций, как повышение стабильности, ограничение экономических рисков, стимулирование предпринимательской инициативы, повышение кредитоспособности (например, путем страхования строений от пожара для получения кредита под залог недвижимости).
 
Традиционно наиболее активны мошенники в секторе автострахования, страхования имущества, а также в ипотечном сегменте.
 
К наиболее распространенным видам страхового мошенничества относятся следующие:
 
1. Заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования, чтобы получить страховое возмещение выше действительной стоимости имущества.
2. Одновременное страхование одного и того же имущества в различных страховых организациях.
3. Утаивание информации, имеющей значение для заключения договора страхования. Этот вид мошенничества заключается в том, что страхователь, нарушая действующее законодательство, утаивает некоторые факты, для того чтобы уплатить меньшую премию.
4. Превращение незастрахованных убытков в застрахованные. Этот вид мошенничества характерен тем, что договор страхования заключается уже после свершившегося страхового случая.
5. Страхователь выступает в роли злоумышленника. Типичным примером может служить поджог, как способ поправить свои финансовые дела.
6. Инсценировка страховых случаев. Суть этого обмана заключается в том, что страхователь подает претензию на убытки, которых не было вообще.
 
В наше время бывает и так, что в роли мошенников или их соучастников выступают сами недобросовестные страховщики, как правило, в лице страховых агентов. Вот небольшой перечень способов обмана: продажа поддельного полиса, продажа полиса лицом, не являющимся страховым представителем, продажа полиса с присвоением денег страховым представителем, продажа полиса от имени компании, которая не существовала или перестала работать на рынке страховых услуг, продажа полиса от имени компании, у которой нет лицензии на данный вид страхования, подписание полиса лицом, не имеющим на это полномочий от страховой компании.
 
Завышение суммы страховых взносов при заключении договора страхования.
 
Из-за действий мошенников службы безопасности страховых компаний вынуждены значительно усиливать проверку страхователей на этапе заключения договора, и особенно при урегулировании страхового случая. Отсюда и дополнительные проверки обстоятельств происшествия, и проведение дополнительных осмотров и экспертиз, кажущихся непосвященным страхователям бюрократическими проволочками. Естественно, что от всего этого страдают, в первую очередь, добросовестные клиенты. Но страховая компания не может поступить иначе, ведь от этого зависит ее финансовая устойчивость, а значит, возможность исполнять обязательства перед страхователями в полном объеме.
 
Ключевая проблема в борьбе с мошенничеством — отсутствие единого источника данных о клиентах среди страховщиков. Особое внимание должно уделяться созданию информационных баз: нужно на федеральном уровне создавать единую клиентскую базу для объективной оценки риска по каждому конкретному застрахованному. Также крайне необходим обмен информацией о страховых выплатах между страховщиками.
 
Также необходимо широко освещать в СМИ выявленные службами безопасности различных страховых компаний факты мошенничества, особенно если это касается случаев привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
 

Количество комментариев 1