С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты страховых компаний оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум — и потерпевшие пошли в суды.
Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно.
Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. 3атем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта — единый для всех экспертов. Над документом долго работали специалисты РСА — ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!
Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой — свои цены на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел (ОСАГО). Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.
В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.
Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, — седан Nissan Теапа 2011 года выпуска с пробегом 59482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница — 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до З8 тысяч рублей, но все равно останется.
Расчет стоимости ремонта по 0САГ0
автомобиля Nissan Теапа 2011 года выпуска, ру6.*
|
Расчет по ЕМ РСА |
Расчет по рыночным ценам на декабрь 2014 года |
Работы и материалы |
47 616 |
56 107 |
Запчасти |
154 287 |
192 825 |
ИТОГО |
201 903 |
248 932 |
ИТОГО с учетом износа |
158 018 |
196 165 |
* Величина износа одинакова в обоих расчетах
Стоимость запчастей и ремонтных работ
для автомобиля Nissan Теапа 2011 года выпуска, руб.
|
Расчет по ЕМ РСА |
Среднерыночные цены декабрь 2014 года* |
Нормо-час |
900 |
1202 |
Заднее левое крыло G8101-JN2MA |
28 800 |
28 301 |
Крышка багажнка H430M-JN9AA |
19 300 |
26 431 |
Задний левый фонарь 26555-KA60A |
8 000 |
11 890 |
* Данные для Центрального экономического региона (в него входит Москва)
Основная причина нестыковок — стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс
был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.
Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормо-часа для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официальных дилеров расценки еще выше — от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормо-час (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).
Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например, перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ
специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.
Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант — обзавестись полисом КАСКО. Но его могут себе позволить не все.
Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, — методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет — методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса КАСКО, — не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо — это предусмотрено правилами ОСАГО.
ЗР